"Нация ислама". Старая религия под новым соусомЧерные мусульмане в Америке появились еще в начале 17 века, когда рабов-мусульман привозили в Америку из Африки. Однако в начале ХХ века "черный" ислам приобрел новые качества - в это время возник черный национализм, и ислам стал понемногу занимать позиции альтернативной религии по отношению к традиционному христианству.
Идеологи распространения ислама среди черной общины США заявляли, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев.
В 1913 году была создана первая "черная" мечеть - Муришский Научный Храм в штате Нью-Джерси: она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды черного национализма. Эту идеологию подхватило созданное в 1931 году движение "Нация Ислама", известноя также под названием "Черные мусульмане". Первые три десятилетия существования это движение было достаточно маломощным и маловлиятельным. Ситуация кардинально изменилась в начале 1960-х годов, когда в США набрало силу движение за отмену сегрегационных законов, которым руководил священник Мартин Лютер Кинг. Чернокожие американцы добились отмены расистких законов, действуя ненасильственными методами. Впрочем, движение за равноправие сопровождалось волнениями в черных гетто, некоторые из которых переросли в бунты (так, например, было в Детройте в 1967 году). Идеология неформальных лидеров волнений была крайне близка к идеям, которые пропагандировала "Нация ислама".
"Нация ислама" в 1960-е годы стала влиятельной и мощной организаций, однако тогда наметился раскол между чернокожими исламскими националистами и приверженцами более ортодоксальной формы суннитской ветви ислама. Одним из самых знаменитых лидеров афроамериканских мусульман был Мальколм Экс, сменивший христианское имя на мусульманское Эль-Хаджи Малик Эль-Шабазз, блестящий оратор и великолепный организатор, выступления которого были насыщены воинственной риторикой - он выступал за возвращение достоинства черной расы и требовал наказания белой расы, виновной в многовековом угнетении черных. В начале своей деятельности он выступал как представитель "Нации ислама". В 1965 году, однако, он намеревался покинуть эту организацию и присоединиться к движению ортодоксальных суннитов. Однако этого не произошло: он был убит своими же братьями-мусульманами, посчитавшими его изменником. После своей смерти и особенно после посмертного издания мемуаров "Автобиография Малколма Экса", он стал одним из героев афроамериканской молодежи.
Другим известным членом движения "черных мусульман" был Кассиус Клей-младший, который после присоединения к "Нации ислама" стал известен как Мухаммед Али. Али поныне считается одним из величайших боксеров-тяжеловесов. Кроме этого, после присоединения к "Нации ислама" Али стал известен как пламенный оратор. В 2001 году вышел фильм о боксере "Али", где главную роль сыграл Уилл Смит. Смит во всех интервью говорил о своем герое Мухаммеде Али с таким восхищением, что появились слухи, что он тоже принял ислам, сообщает Washington ProFile.
В 1975 году, после смерти своего лидера Элия Мухаммада, "Нация ислама" раскололась. Сын Мухаммада возглавляет течение приверженцев ортодоксального суннизма, чья популярность все более растет. А "Нация ислама" сохранила свое влияние, но все больше воспринимается как маргинальная группировка с экстремистской риторикой. Ее лидером стал Луис Фаррахан, которого до террористических атак 11 сентября 2001 года большинство американцев считали самым известным мусульманином мира.
Среди афроамериканцев, принявших ислам, довольно много знаменитостей. В их число входит "звезда" американского джаза барабанщик Арт Блэйки. Ислам приняли несколько известнейших профессиональных боксеров, включая четырех чемпионов мира. Ислам принял также Карим Абдул-Джаббар, звезда баскетбола, считающийся одним из 50-ти величайших баскетболистов за всю историю Национальной баскетбольной ассоциации США.
В истории черных мусульман есть темные стороны. Ряд лидеров "черных мусульман" имели многолетние контакты с лицами, совершившими террористические акты. К примеру, в 1993 году террористы взорвали бомбу во Всемирном Торговом Центре Нью-Йорка. Двое осужденных террористов часто молились в мечете, имамом которой был один из лидеров черных мусульман. Во время судебного процесса имам выступал свидетелем защиты и назвал обоих подозреваемых одними из самых уважаемых и воодушевляемых проповедников ислама. Сам имам также был в списке 170 подозреваемых, но обвинений ему предъявлено не было.
24 ноября 2003 года присяжные приговорили к смертной казни Джона Аллена Мухаммеда, "вашингтонского снайпера", который на протяжении трех недель терроризировал жителей столицы США и ее окрестностей. Мухаммед, ветеран войны в Персидском Заливе, принял ислам 18 лет назад и некоторое время активно участвовал в деятельности организации "Нация ислама".